Twilight Struggle на iPad. Настольная игра про Холодную войну

Twilight Struggle (Сумеречная борьба) – самый известный в мире варгейм. Темой игры является Холодная война.

Холодная война — глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в 1946—1989 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой. Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социалистической моделями государственного строя.

По её мотивам и была создана настольная игра, которая очень долгое время держалась на первом месте авторитетного рейтинга BGG. Лишь в этом году с трона Twilight Struggle сместила новинка Пандемия: Наследие.

Общая суть правил очень кратко

Я по диагонали прочитал правила заранее на русском. Затем попробовал сыграть. После этого внимательно прошёл обучение, встроенное в игру. И разобрался. Сложность освоения игры – средняя, ближе к низкому.

Twilight Struggle iPad

Один противник играет за США, другой за СССР. Основные компоненты игры:

  • 110 карт, делящихся на три эпохи, которые добавляются к общей колоде в определённые моменты партии. Есть карты нейтральные, есть принадлежащие СССР или США, а есть карты подсчёта очков. Но всё замешано в общую колоду и оба противника добирают карты из неё.
  • Шестигранный кубик. Нужны хоть для какого-то элемента случайности. Используются в войнах, в снижении влияния и для некоторых карт.
  • Поле, представляющее политическую карту мира, на которой отображены регионы, некоторые страны и влияние разных стран на них.

Twilight Struggle iPad

Игра состоит из 10 раундов (может случиться досрочная победа). В каждом раунде разыгрывается одна основная карта (соперники играют её в закрытую одновременно) и 6-8 карт с руки.

Задача игроков – с помощью карт влиять на геополитическую ситуацию в разных регионах, странах так, чтобы в каждый конкретный момент времени это было выгодно. Карты можно разыгрывать несколькими способами: получать очки влияния, устраивать революции, снижать влияние соперника, участвовать в космической гонке, или просто разыгрывать как событие.

Путей победы в Twilight Struggle несколько:

  • Набрать на 20 очков больше, чем соперник. Как только это случается – игра прекращается.
  • Если во время хода соперника показатель напряжённости Defcon падает до 0, то вы выиграли.
  • Если при подсчёте влияния в Европе вы контролируете её всю, то вы побеждаете.
  • Последний путь: дожить до окончания 10 раунда с большим количеством очков

Twilight Struggle iPad

Реализация Twilight Struggle на iPad

Сразу стоит оговориться, что делала игру компания Playdek, которая пока не была замечена в халтуре. Не стала исключением и Twilight Struggle.

С точки зрения дизайна всё продумано практически до мелочей. Единственная моя претензия, что количество разыгранных карт отображается очень мелким шрифтом. Все остальные данные поданы красиво и информативно. Важные показатели помещаются на один экран. Более развёрнутые сведения открываются и закрываются в один клик.

Twilight Struggle iPad

Уже прошла новость, что Playdek хочет адаптировать Twilight Struggle для iPhone. Уж не знаю, что у них получится, но на экранах iPhone SE или 5S я бы не рассчитывал нормально поиграть… Адекватно, скорей всего, будет лишь на плюсах: 6 Plus и 6S Plus.

Выделю звуковой саундтрек. То и дело звучат различные знаковые аудио записи тех лет на разных языках. Даже на русском… Например, часть речи Сталина. Очень это круто и атмосферно.

В настройках можно найти галерею карт и правила игры. К сожалению, Playdek не сделал русской локализации, поэтому знание английского хоть на каком-то уровне обязательно. Это решение мне непонятно: потенциально именно в России эта цифровая настолка могла бы пользоваться повышенным спросом, так как имеет непосредственное отношение к истории страны. Каждая карта в Twilight Struggle – это какое-то историческое событие, и в галерее карт можно найти небольшую справку по этому событию.

Twilight Struggle iPad

Играть можно как онлайн, так и оффлайн в режиме одиночной игры против искусственного интеллекта. Как таковых уровней сложности тут нет, но можно выставлять фору или наоборот брать фору очков, если уровень AI вас не устраивает. Мне, как новичку, показалось, что компьютер играет прилично, хотя и не идеально. Например, я в паре партий не понимал логику его отдельных действий. После нескольких досадных поражений я начал нащупывать слабые места искусственного разума: если AI очень настойчиво 2-3 хода подряд меняет влияние в каком-то регионе, то наверняка у него карта подсчёта очков для этого региона.

Twilight Struggle iPad

Помимо стандартной игры в приложение встроены два дополнительных режима: The Chinese Civil War и The Late War. Первый – это какой-то вариант игры с кучей нюансов, связанными с Китаем (пока даже не вникал), второй – это возможность попытаться выиграть за США, начиная игру с 8-го хода при определённых условиях.

Twilight Struggle iPad

Впечатление от настольной игры

Что касается игрового процесса, то тут я был покорён механикой розыгрыша чужих карт. Пример: у игрока СССР есть одноразовая карта США с 3 очками операции (пускай это будет Containment). Если потратить её на влияние, то можно получить 3 влияния. Но событие сыграет и навсегда уйдёт из игры. Нужно так подобрать момент, чтобы положительный эффект от события противнику был самый маленький. Текст карты Containment гласит: “Все последующие карты операций, сыгранные в этот ход, добавят игроку США 1 очко операций (до максимума 4)”. Логично же, что можно почти без ущерба сыграть её последней картой в ходу.

Второй понравившийся момент: относительная достоверность происходящего. Я поражён, как в механику игры вписали разные исторические события. Самый простой пример: карта Fidel с изображённым на ней Фиделем Кастро убирает всё влияние США с Кубы, и даёт контроль над Кубой СССР. Или другой пример: показатель DEFCON, который прекрасно моделирует напряжённость отношений. Если отношения между США и СССР близки к критическому уровню, то революции возможны только на Ближнем Востоке, да и любой лишний переворот приводит к ядерной войне…

Twilight Struggle iPad

Недостатки игры:

Кубики. Нет, кубики я обожаю, но тут они внедрены исключительно для элемента случайности. Ладно, когда ими частично определяется результат революции и важны 6 значений, но то, что с помощью кубиков определяется удачность продвижения в космической гонке – это мне в корне не понравилось. Лучше бы расплата шла большим количеством сброшенных карт или потерей очков влияния. Но не мне советовать разработчикам такой игры, как им надо было делать. Я лишь констатирую факт, что кубики есть и не всем они будут по душе.

Twilight Struggle iPad

Затянутость. Партии длятся от часу и дольше. На все 10 ходов (а это около 80 действий) вчера перед сном я потратил больше 2 часов времени. С опытом время сократится, но всё равно – это очень долгая настолка. Почти как Eclipse.

Twilight Struggle iPad

Видео геймплея:

Вывод: Twilight Struggle придется по душе любителям сложных атмосферных стратегических игр. На iPad – самый простой и бюджетный способ основательно познакомиться и наиграться в одну из лучших настольных игр в мире. Оценка: 4 из 5. Минус балл за отсутствие локализации. В данном случае именно с этой игрой про Холодную войну я такое решение разработчиков не одобряю.

Цена: 529 р.
Скачать

Жанр игры: , (все жанры игр для iPad)
Размер приложения в App Store: 303.2 Мб
Язык приложения: Английский
Разработчик/Издатель: Asmodee Digital
Есть поддержка Game Center
Минимальная версия iOS: 7.0

Twilight Struggle на iPad. Настольная игра про Холодную войну: 43 комментария

  1. Русский возможно и появится в будущем. По-крайней мере на кикстартере, playdek собрала деньги на одну из целей этого проекта: русский и итальянский язык. Если не появится – это будет большой косяк от них…

    1. Я знаю. Поэтому это какой-то явный косяк Playdek. Локализация цифрового проекта – несколько дней работы. Тем более для начала можно было частичную сделать: самой игры. А потом Tutorial и исторические справки переводить.

      1. У них еще работы непочатый край – если они собираются выполнять все поставленные на кикстартере цели – думаю до локализации дело дойдет не скоро. Нужно еще реализовать игру под приставки, добавить промо-карты и Turn Zero Expansion.

    1. В описании к продукту в Аппсторе указано, что требуются устройства с поддержкой Retina: iPad 1,2 и старый мини не поддерживаются.

  2. От хорошей звуковой составляющей игры, создающей её атмосферу, и слова “Struggle” в названии постоянно всплывает в памяти фильм “Доктор Стрэнджлав (начало как у struggle). Или как я полюбил бомбу и перестал волноваться”. Фильм в стиле… скорее комедии про ту же тематику, что и в игре. Для ознокомления очень советую.

    1. Мне фильм не понравился) Перехваленным показался. Ознакомился, лишь потому что рейтинг большой

  3. 2 часа для цифровой версии канеш многовато… Но, вот бы в реале в такое время укладываться)). Игра уже давно переведена на русский народными умельцами, и поле и карты. Может разработчику намекнуть на это?)

    1. Playdek, в отличие от почти всех остальных разработчиков настолок, никогда не отвечал на письма, поэтому мне по большому счёту наплевать переведут они или нет. :) Если же кто-то хочет попытаться, то пишите им. Спрос не ударит в нос.
      Возможно, они считают, что локализация им не окупится.

  4. Ещё вариант выигрыша это сыграть карту WARGAME.
    Ждал цифровую реализацию этой игры 2 года. В первый же день купил.
    Игра не зря занимает первое место… (Сейчас на первом месте стала Pandemia Legay но думаю не долго там удержится.)
    Русский позже добавят. Но мне без проблем и на английском.
    Играть интересно только по сети. AI очень слабоват. Иногда делает не логичные вещи.
    Не хватаем анимации броска кубика.
    И конечно т.к. игра американская всё таки есть некоторые непонятки.
    почему карта Пятилений план, это событие США?!
    И почему карта Десталинизация даёт распределение влияния, после 20 съезда, СССР очень сильно потеряло во влиянии.
    Но игра СУПЕР!

    1. Ну да – карта Wargames это просто сделать досрочный подсчёт очков.
      По Ai несколько партий показали, что играет он первые ходы более менее, но предсказуемость его некоторых действий в поздних стадиях всё портит. Хотя прямо чтобы глупости такого не много. Плюс можно играть с форой. Попробуйте играть с форой 10:)
      Про пятилетку тоже не совсем понял:) Там ещё прикол в Туториале. Играешь за американцев и так красиво ими громишь СССР, что складывается впечатление, что игра за СССР вообще ни о чём.

      1. И конечно в этой игре виден небольшой перекос на первых 3х ходах с пользу СССР.
        Даже в онлайн видишь, что люди создают игры дают +2 очка преимущества США.

        1. Я в одной из партий за малым не выиграл по очкам к 4-ому ходу СССР. Было 17 очков. И подсчёт на руках в хорошем регионе)
          Проиграл, потому что сыграл по тупости карту США и снизил Defcon на 1, а текст карты гласил, что США проводит революцию и тоже снизился DEFCON. Было обидно

    2. Пятилетний план, вероятно, играется за США по той простой причине, что партия зачастую вела себя как тот дурак, который сам себе голову расшибет. Пятилетние планы создавали ложную мотивацию и часто шли вразрез с необходимыми экономическими решениями. А перекос в СССР действительно есть. Решается это небольшой форой, как вы заметили, или игрой с дополнительными картами.

      1. Ну пятилетки дали очень мощный скачок СССР, в момент индустриализации. Мы за 10 лет стали одной из передовых держав по производству тракторов (с 30 по 40). А так же очень быстро оправились от войны. Отстроили заново разрушенные города, предприятия, наладили сельское хозяйство. Была только одна проблема с засухой в 46 году. Но это вина природы а не пятилетки.
        Думаю с пятилеткой они явно переборщили, это должно быть событие СССР.
        А вот Дестанилизация как раз событием США могло быть, и с таким же эффектом, только касаемо влияние США, а не СССР.
        Но тут и Горбачёвская Гласность, считается положительным событием для СССР :)

        P.S. забыл сказать про реализацию игры, Playdeck сделали всё просто шикарно. 5-
        Минус ставлю за отсутствие анимашки броска кубика.

  5. Отличная игра с невероятной реиграбельностью и возможности разных ходов. Рандом (карты, кубики) иногда отпугивает, с другой стороны благодаря ему она не сухая и разная и иногда можно вылезти в уже безнадежной ситуации. А вот про космическую гонку расстраиваться, что не повезло на кубиках не нужно, опытные бойцы понимают опасность быстрого продвижения на космической гонке.

    1. Дело не в быстром продвижении, а то, что продвижение целиком завязано на удачу. Как кубик выпадет так и будет. Вероятность не зависит от сброшенной карты никак.

      1. Соглашусь, что тематически в косм.гонке рандом может быть лишним (хотя сейчас тоже бывает не всегда все спутники запускаются/долетают), в игре в основном гонка то нужна чтобы избавиться от вредных карт, а эффект от нее (эти минимальные очки и другие плюшки) на моем опыте никогда не решали игру, поэтому эта удача не так значительна (я чаще рад когда кубик плохо выбрасывается на гонке). Вот рандом на кубиках при coup и дисбаланс раздаваемых карт иногда жутко бесит, но благодаря ему ни одна партия не была похожа на другую.

        1. Соглашусь частично.
          Я космос рассматриваю, как сброс опасных карт событий противника.
          Но при удачном раскладе на гонке можно заработать 11 очков победы. А это чуть больше 50% от требуемых.

          1. Это мало с учетом опасности перехода на стадии в гонке, где нужно сбрасывать карты мин.3 очков и остаться с отвратными двойками противников, которых деть уже никуда нельзя (для USSR особо опасно).

  6. А как получить уже ключ к своей копии игры на ios тем кто участвовал еще давно в кикстартере кто-нить знает, получал ? а то отправил им письмо а в ответ тишина… (как-то покупать странно при поддержке раньше этой игры)

    1. Ну, вы же читали комментарии на страничке у них, скорее всего. Они высылают ключи, просто с запозданием. Организация процесса скверная, не спорю, но игра сделана отлично. В онлайне всегда можно найти очень сильных и опытных соперников, обновления выходят часто. Вначале были баги с игрой компьютера (AI не играл карту региона так как ему было невыгодно и автоматически проигрывал, придерживал некоторые карты соперника, вместо того чтоб избавится от них пораньше и т.д.), но после рапортов все пофиксили.

        1. Вот, кстати, в подтверждение: на этой неделе пошли жалобы на баг с картой Missile Crisis. Новый апдейт уже прфиксил и этот баг. То есть пока что за пару недель было уже три апдейта, то есть основные баги исправлены. Также они подправляют стратегию за AI, так что если дело пойдет в этом темпе, в конце получится довольно отполированная игра.

          1. Правильно ли я понял последние новости из кикстартер, что если еще не пришли от них копия игры TS (покровителям кикстартер), то уже и нельзя будет получить копию на ios международным покровителям и теперь придется выбирать либо игру на других платформах взамен либо возврат денег на pay pal (извините что засоряю, не у кого спросить, а здесь есть также покровителя) ?

            1. К сожалению, они действительно написали, что у них нет возможности сделать рассылку приложения спонсорам из зарубежья. И предлагают компенсацию (что для большинства меньше чем вложенные деньги), либо приложения на Андроид, пс или мак. Конечно же, это крайне некрасиво и ребята подставили Плейдек. Так что мои соболезнования. Сам я не спонсирую кикстартер принципиально, так как это платформа на 90% предназначена для предприимчивых людей с невылеченным юношеским максимализмом. В итоге дождался просто версии на иос и ею доволен. Версию на мак хотел купить еще в апреле, но люди жаловались, что игра превращает мак в печку. Организаторы клялись и божились исправить это, но уже июль, а воз и ныне там. Так что стоит ли брать копию на мак – без понятия, пока что я воздержусь.

              1. ну поддерживать то имеет смысл, чтобы любимая игра в целом вышла и вышла с русским языком, для этого надо было набрать опр.количество денег. другой вопрос что результат плачевный

  7. Кстати, если тут есть новички с желанием поиграть онлайн, то было бы круто. Когда игра вышла на иос, то я купил ее практически сразу, тогда же и прочел правила впервые. Но потренироваться онлайн не так просто, так как там пасется очень много сильных игроков (игра успешно существует с середины прошлого десятилетия, будучи в топе всех настолок, поэтому играющих в нее ветеранов пруд пруди), даже требования пишут: рейтинг не меньше 1600, 1700 и так далее. А мне бы хотелось найти людей с уровнем выше чем у меня, но поближе, чем у чемпионов) Так что пишите, добавимся в друзья.

  8. О как долго я ждал выхода этой игры! Через час расскажу как прошла первая партия и впечатления (как опытного игрока twilight struggle).

    1. Переоценил AI. Делает очень много ошибок. Часто в заглавную фазу АИ-США играет карту СССР, имея хорошие заходные карты. Постоянно неэффективно тратит влияние на контролируемые противником страны. Играет карты, позволяющие противнику опустить defcon до 1. Онлайн гораздо интересней. Радует обновление, после которого партии стали сохраниться.

  9. Игра про ссср без русского языка, обидно даже. Научиться бы в нее еще нормально играть, что когда использовать. iPad 2 ползет нормально, иногда вылеты при объявлении победителя.

  10. Расскажите, в каких странах можно проводить перевороты. Хочу произвести переворот, но ни одна страна на карте неактивна. Почему? В правилах об этом ничего не нашел.

  11. А правда, что у США абсолютное доминирование в Северной и Южной Америках? СССР может туда проникнуть только при розыгрше карты Фидель, США отправляет Фиделя в астронавты, если играет человек, компьютер этого не делает. Дисбаланс получается.

    1. Не правда, в игре очень много возможностей проникнуть СССР на континент Америки, даже в первые три хода, помимо фиделя это как минимум событие карты дестанилизация либо переворот в Панаме, в 4-7 ходах когда появляются соответствующие подсчеты очков в этих регионах, у СССР появляются еще пару карт событий, ну и не забывайте что первый ход в любом раунде всегда за СССР, что означает возможность осуществить переворот в любой стране Америки, поэтому проблем с появлением на континентах Америки не возникает. Игра неплохо сбалансирована (только лучше все же ставить + 1 или 2 USA вначале), чем больше играешь тем больше понимания, что решает в игре опыт и обдуманные действия, а не рандом, хотя его тоже хватает. чтобы поддерживать и так зашкаливающую реиграбельность. Если кто захочет сразиться, пишите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.