Геометрия на iPad, часть 2
Я хотел бы продолжить геометрическую тему, начатую несколько ранее, и сегодня рассмотреть ещё три соответствующих приложения, благо они являют собой очень интересный контраст. Напомню, речь уже шла о Dr.Geometry, Geometry Pad и Isosceles.
Sketchometry
Эта программка привела меня в полный восторг. Она со всех точек зрения представляет собой великолепный пример „think different“ разработчиков, да к тому же ещё и совершенно бесплатна. Взять можно здесь.
Перед нами динамическая геометрия, написанная полностью на HTML+JavaScript. Соответственно, она мультиплатформенна, а приложение для iPad представляет собой полный набор страничек и скриптов, способный работать без интернет-подключения. Плюс, конечно, некоторая „обвеска“ для интеграции в iOS.
Новаторство и уникальность заключаются в интерфейсе. Все — я подчёркиваю, все, — геометрические операции выполняются без всяких менюшек и команд, одними пальцевыми жестами. На настольном компьютере, соответственно, движениями мышью. Вот как это поясняется в справке:
То есть, например, чтобы разделить отрезок пополам, вы просто ведёте пальцем от одной его границы к другой и в районе середины делаете небольшую „петельку“. Чтобы построить перпендикуляр к прямой через заданную точку, вы проводите немного вдоль прямой и затем уводите палец вбок через эту точку. Это, конечно, лишь часть справки, там есть и много других подобных жестов. Всё очень наглядно и легко запоминается. Единственное, к чему нужно привыкнуть — это к тому, что прохождение точки пальцем должно чётко фиксироваться (при этом раздаётся такой характерный звук „чпок“).
Поскольку геометрия динамическая, вся суть сделанных построений запоминается, и при изменении отдельных элементов весь чертёж автоматически перестраивается. Собственно, в этом и прелесть динамики, позволяющей наглядно иллюстрировать довольно сложные вещи — позвольте показать на конкретном примере.
Вот я подготовил чертёж, показывающий построение инверсии точки С относительно окружности с центром А и радиусом АВ. Результатом является точка F.
При этом я сделал так, что точка С берётся не откуда попало, а с прямой (обозначенной пурпурным цветом). Что будет образом всей этой прямой? А мы попросим программу оставлять след точки F на чертеже, и подвигаем C на её прямой. Вуаля:
Жирный пурпурный след — это и есть инверсия прямой, точнее, той её части, что помещается на экране. Как и положено, образом прямой, не проходящей через центр инвертора, является проходящая через этот центр окружность.
Поскольку весь геометрический функционал навешен на жесты, интерфейс лаконичен и не содержит ничего лишнего: есть только кнопки Undo/Redo, переключение режимов модификации/редактирования чертежа и чисто оформительские элементы. Результат может храниться либо в виде локальной копии, либо импортироваться/экспортироваться в Google Drive, Dropbox или SkyDrive.
Мультиплатформенность полная, то есть чертежи, подготовленные на iPad, без проблем открываются на настольных компьютерах, и наоборот. Обратной стороной является отсутствие экспорта изображения — его универсальным просто не сделаешь. Придётся через скриншоты.
Недостатков я могу назвать только два. Первый из них типичен для систем динамической геометрии, это так называемый „кошмар циркуля“. Суть его в том, что такие системы очень плохо приспособлены для проведения дуг окружностей произвольного размещения, и если вам нужна не окружность как таковая, а вы хотите просто отложить расстояние по чертежу — придётся немного попариться.
Второй недостаток будет посерьёзнее — стабильность приложения оставляет желать лучшего. Но здесь претензии больше к разработчикам браузеров и реализации машин JavaScript: при длительной работе под довольно интенсивной нагрузкой начинает глючить именно обработка скриптов. Я гонял Sketchometry на разных платформах и в разных браузерах, и по моему опыту, лучше всего он работает под Chrome.
Геометрия: Мастер черчения
Разработка от тех же ребят, что делали Geometry Pad, но совсем другая. Там была геометрия, очень близкая к динамической, здесь — чистый эмулятор циркуля и линейки. То есть прямая противоположность. Стоит 99 рублей, брать здесь.
Никаких геометрических примитивов нет вообще. В Isosceles, например, были перпендикуляр, биссектриса угла и серединная точка отрезка, а также правильные многоугольники. Здесь ничего подобного, всё придётся строить с нуля. Почувствуйте себя Архимедом. (:
Эмуляция циркуля, правда, шикарная, даже удачнее чем в Isosceles. У него переключаются режимы измерения и рисования, так что чертить им одно удовольствие. Всего инструментов пять: циркуль, отрезок, луч, прямая, точка. Все пересечения линий отмечаются точками автоматически, и инструменты пытаются к этим точкам автоматически „прилипать“. Обычно получается.
Получалось бы, кстати, намного лучше, если бы не клетчатая бумага. Понятия не имею, какого рожна авторы приложения сделали подложку чертежа клетчатой — это совершенно не нужно, и во времена Эвклида с Архимедом такой бумаги точно не было. Отключить нельзя.
Программа позиционируется как обучающая. Она содержит тридцать три задачи на построение, к каждой из которых предусмотрена демонстрашка, а ещё можно попробовать решить самому и подсунуть результат на проверку. Можно, конечно, и просто так чего-нибудь строить, без всяких заданий.
Ну так вот. При том, что эмуляция циркуля с линейкой реализована прекрасно (убрать бы дурацкие клеточки, да допилить „залипание“ инструментов к точкам — вообще комар носа не подточит), обучающий режим сделан из рук вон плохо. Совсем отвратительно он сделан. Позвольте рассказать кое-что из моей истории знакомства с программой.
Вот, например, задача о построении треугольника по трём заданным сторонам. Даны три отрезка, и даже буковки подписаны, чтобы понять, чего куда должно прилегать. Строю треугольник. Программа говорит — неправильно! Ну, это я, наверно, был невнимателен, и у меня одна из точек куда-то нечаянно съехала. Строю ещё раз, со всей тщательностью. Неправильно! Да врёшь ты… ну ладно, давай посмотрим, как по-твоему будет правильно. Запускаю демонстрашку. Опа. Я-то строил, используя один отрезок как уже готовую сторону, а программа считает, будто его нужно было обязательно скопировать в отдельное место чертежа и пристраивать остальное уже туда. О чём в задании ни слова не сказано.
Ладно. Копирую отрезок, пристраиваю к нему два других. Неправильно. Ещё раз со всей тщательностью. Неправильно. Поминаю всем богатством русского языка разработчиков и их эволюционных предков криворуких обезьян, при падениях с генеалогического дерева на головы ушибленных.
Тут до меня, кажется, начинает доходить. Да нет, ну дикая же совершенно идея… Ну, попробую. Опа. Правильно. Оказывается, дело в том, что… я строил треугольник, не делая ни одну из сторон параллельной краю экрана. Бредятина полнейшая.
Пробую ещё несколько раз. Ну точно. Если я строю первую сторону параллельно краю экрана, то всё как бы правильно. Если нет — два раза из трёх как бы неправильно. Пороть программистов нещадно.
И это ведь не всё. Вот ещё одна задача: построить правильный пятиугольник. Строю „двумя косыми дугами“ — широко известным построением, правильность которого строго доказывается в пару строчек. Говорит, что неправильно. И договориться с программой так и не удалось — неправильно, и всё тут. А как же тебе правильно? На экран выдаётся нечто паутинообразное, с кучей вспомогательных линий и совершенно невразумительное. Оно, конечно, получается то что нужно — но выдавать это за единственно правильный способ?! Ну, извините.
Да сами посмотрите. Сначала мои „две косые дуги“, потом какбэ правильный вариант программы.
В общем, при всей внешней привлекательности этой программы, она ещё очень сыра. „Обучающий“ режим надо либо выбрасывать нафиг, либо радикально переделывать, либо хотя бы задвигать куда подальше.
Ruler and Compass Geometry
Приложение, концептуально чрезвычайно близкое к предыдущему, но с более „детским“ интерфейсом и более дешёвое. Можно взять здесь за 33 рубля.
Тоже эмулятор циркуля-линейки. И здесь тоже предлагается три десятка задач на построение, плюс можно поработать над каким-то собственным чертежом. Всё сильно ориентировано на школьников: задачи не особо хитрые, среди них есть немало похожих, да и формулировки в школьном духе. На английском, правда, языке.
„Школьная“ ориентация приложения подчёркивается ещё и тем, что реализован транспортир. Причём разработчик, судя по всему, сам не очень представлял, в каких задачах можно считать его употребление правильным, а в каких нет. (: Хотя отдать ему должное, ответ признаётся верным с гораздо большей точностью, нежели в предыдущем случае.
Линейка имеет мерные деления, циркуль тоже можно устанавливать на раствор заданной величины. В общем, ничего особенного, но из знакомых мне „чистых“ эмуляторов циркуля-линейки этот самый дешёвый, и упоминания вполне заслуживает.
Недостатков два. Первый — это то, что разработчик с явным пренебрежением отнёсся к возможностям ретина-дисплеев (хотя приложение свежее, последнее обновление датировано маем 2013); второй — небрежность в терминологии формулировок задач. Если попробовать их порешать, то можно увидеть, что в одних случаях слово „line“ означает „отрезок“, а в других — „прямая“.
Продолжение следует, ибо тема геометрии на iPad велика и необъятна. (: В частности, этим летом 2013 года ожидается выход мобильной версии GeoGebra — замечательной динамической геометрии, которая на настольных компьютерах является моим абсолютным фаворитом. Ждём-с.
Михаил Баландин, специально для iPadstory.ru
О, Миша, я думаю, ты можешь мне помочь вот в каком вопросе. Я сейчас увлеклась вязанием, делаю описания моделей (чтобы и другие их смогли связать), сайт, где можно делать схемы узоров я нашла, а вот с выкройками беда. Фотошопом я не особо владею, может на iPad есть какая-то программа, на которой можно изобразить вот что-то подобное с нуля (не хочу переделывать чужие выкройки)?
Draw a One touch попробуй. Можно рисовать „по клеточкам“ прямые линии и несложные кривые. Там есть лайт-версия, глянь сначала её.
о, пасип, уже скачала, похоже – то, что нужно. Доберусь до стилуса и попробую сделать что-то уже, пальцем пока не очень удобно все же. :) Осталось с надписями вопрос решить
Текст добавляется по двойному тапу. Рисование стрелок тоже есть.
Миш, пасиб за обзор! Как всегда содержательный и интересный :)
Спасибо за обзор нашей программы Мастер Черчения. Я хотел бы добавить, что режим практики вообще говоря не привязан к определенной технике построения чертежа. Если чертеж построен правильно, то он должен проходить проверку без проблем. Я пока не могу сказать, в чем именно заключалась проблема с вашими построениями. Разберемся. Надеюсь, это будет исправлено в будующих версиях.
В данный момент, мы работаем над следующим крупным обновлением Geometry Pad (выходит в сентябре-октябре). Но до исправления ошибок в Мастере Черчения дело тоже дойдет.