Герой нашего времени

Дата: 20.08.11
Автор:
рубрика: книги для iPad
35 комментариев


книга-игра на ipadСегодняшнюю статью нельзя назвать обзором в привычном понимании. Это, скорее, попытка привлечь внимание читателя к очень интересной и незаслуженно обделенной вниманием теме. Книга-игра (что это такое — смотрите в вики).

Услышав это словосочетание, кто-то, как я, улыбнется и вспомнит отважного моряка из «Тайны капитана Шелтона», кому-то сразу станет скучно и он займется чем-нибудь другим, а кто-то заинтересуется и продолжит чтение.

Именно для последней аудитории и написана данная статья.

Для меня знакомство с данным жанром началось с уже упомянутой книги Дмитрия Браславского. Мне ее подарили. Бегло пролистав несколько страниц в середине книги, я поначалу ничего не понял. Каждый параграф книги был пронумерован. А текст от параграфа к параграфу был совершенно не связан.

В чем же здесь дело? — я заинтересовался и взялся читать с начала. А в начале описывались правила. И вот тут мне стало действительно интересно. Оказывается, книгу надо не просто читать, с ней надо играть! Принимать решения, разгадывать ребусы, искать нужные предметы. Сражаться, в конце концов!

Всем знакомы детские чувства, когда смотришь фильм или читаешь книгу, и мысленно представляешь себе на месте главного героя. Книга-игра такую возможность предоставляет.

Как же это устроено? Очень просто. В каждом параграфе книги описываются действия главного героя, т.е. Вас. А в конце — предлагается на выбор несколько вариантов развития событий. Каждый из вариантов — это ссылка на новый параграф. И именно вы выбираете вариант. Именно вы решаете, кинуться ли в бой или постараться уйти от конфликта, понадеяться на удачу или пойти безопасным путем.

Вот как это может выглядеть (текст выдуманный):

«Вы закончили ужин, расплатились с трактирщиком и вышли на улицу. Морозный ветер не замедлил вонзить свои иглы вам в лицо. Хотелось вернуться к теплому камину и заказать еще кружечку. Однако полученный задаток требовал действий. С чего же начать?

— расспросить о таинственном незнакомце на местном рынке? (141)
— пойти в городской архив в надежде отыскать новые факты? (22)
— отложить работу на завтра и вернуться в трактир? (89)»

И вот вы лихорадочно листаете книгу вперед, назад. Берете блокнот и записываете какие-то цифры, названия предметов, пароли. В общем, напоминаете своими действиями сумасшедшего, тщетно терзающего бедную книгу в поисках непонятно чего.

Хорошая книга-игра содержит массу вариантов. Хотя основной сюжет и цель игры один, ответвлений, ловушек, тупиков, второстепенных сюжетных линий будет предостаточно. И уж будьте уверены, вам не удастся добраться до финала с первого раза. Помню, читая «Капитана Шелтона», я никак не мог дойти до завершающего параграфа. Я уже и жульничал, используя предметы, которых у меня не было (если у вас есть золотой обруч — перейдите на 18). Я читал все параграфы подряд, надеясь зацепиться за нужную линию поведения. Я помечал в блокноте «опорные пункты», где принимались ключевые решения и снова туда возвращался. Конечно, в итоге добро победило зло, и я разгадал страшную тайну морских пучин, что не мешало мне снова и снова браться за книгу в поисках новых приключений.

И уже тогда зародилась мысль, что такую книгу было бы здорово сделать электронной и играть в нее на компьютере. Здесь стоит упомянуть, что во всех подобных книгах присутствуют элементы RPG, а «правильная» игра предполагает использование игровых костей. Как правило, у вашего Героя есть 4 основных качества: Мастерство, Выносливость, Сила и Защита. Эти свойства можно «прокачивать», можно терять. От них зависит и ваше поведение. Например, вы стараетесь пройти мимо охранника незамеченным. Книга попросит бросить кости. Ваша удача зависит от выпавшего числа.

Таким же образом происходят бои с противниками. Вы бросаете кости и за себя и за врага. Кому повезло больше — тот и победил.

Конечно, ребенок, играя в бумажную книгу-игру, вряд ли позволит себя победить только из-за неудачно выпавших кубиков. :)

А вот на компьютере такая мелкая уловка не пройдет, все будет по-честному. :)

Многие возразят, мол, кому интересно будет читать текст с экрана монитора, если создано столько красивых игр, где сюжет не описан, а нарисован? И, возможно, будут правы.

А вот iPad — это же совсем другое дело! Как давно я не читал книг до появления iPad (то книги нет подходящей под рукой, то времени), и с каким удовольствием читаю сейчас!

Вот тут-то вспомнилась книга-игра. Они же с iPad словно созданы друг для друга!

Я уже давно убедился в простом правиле: если что-то заинтересовало тебя — обязательно найдутся те, кто этим заинтересовался еще раньше. :)

Правило сработало и на этот раз. Немного порывшись в интернете, я обнаружил, что в AppStore есть то, что можно назвать книгой-игрой. Хоть и для iPhone, но зато по-русски и бесплатно :)

Наши разработчики выпустили 3 игры (больше не нашел)

— Подземная дорога
— Каперлейс І
— Непредвиденный пассажир

Скачал на пробу Подземную дорогу. Не знаю, как на iPhone, но на iPad все выглядит очень уныло. Книга иллюстрирована странными картинками, не всегда сопровождающими описание событий.

Подземная дорога - книга-игра

Никакого RPG не предусмотрено. Более того, даже на исход битвы повлиять не возможно, кто кого победит — предусмотрено книгой.

Ну и от интерфейса ожидалось большего — листания страниц, а не скроллинг текста, красивые кнопки переходов на новые параграфы, а не стиль а-ля Windows 3.11

А самое главное — нет захватывающего сюжета, нет интересных ответвлений. Язык книги сухой, как будто и не человек его писал, а машина бездушная.

В общем, столкнись я с этим жанром впервые на примере такой вот книги — поставил бы мысленно галочку: «в следующий раз — пройти мимо».

Но я-то знаю, какой может быть настоящая книга игра! Красочной, захватывающей, живой, в конце концов!
Ну что же, когда нет гербовой — пишут на простой.

И я полез искать книги на буржуйских сайтах.

То, что я там нашел, лишило меня спокойного сна прошлой ночью (зачитался), а сегодня лишает и праздного вечера с бутылочкой пива (записался) :)

Начну с конца. Т.е. с выводов. Это – практически идеал. Это именно то, о чем можно было только мечтать! Эти книги не дадут вам успокоиться, пока вы не пройдете их до конца. А потом начнете с начала, потому, что варианты прохождения нескончаемы.

Кажется, я так воодушевился, что забыл вам сказать, чему именно я пою дифирамбы. Увлекся, бывает.
Итак, вашему вниманию предлагаются книги австралийской компании Tin Man Games. Вернее, я познакомлю вас только с одной из них. И то, только лайт-версия. Но и этого достаточно, чтобы понять, что остальные книги – это такой же высококачественный продукт, и отличаются они исключительно сюжетом.

An Assassin in Orlandes. Убийца в Орландесе

An Assassin in Orlandes. Убийца в Орландесе

Скажу сразу, книга на английском языке. Причем надо иметь довольно хороший уровень, чтобы комфортно играть, а не метаться между книгой и словарем.

К слову, меня выручил бесплатный словарь Dict EN-RU Алексея Соловьева, за что ему большое спасибо, и мультижесты, подсказанные Сергеем Волгиным (volgin7), за что ему спасибо не меньших размеров. :) Оказалось, что довольно удобно передвигать пальцами экран из словаря в книгу, и обратно. Во всяком случае, если это не приходится делать чаще одного-двух раз на разворот — то с этим можно жить. Заодно и английский подтягивается, ведь если слово встречается по тексту раз 5, то на 6-й ты уже в словарь не смотришь. :)

Я не хочу уделять много внимания сюжету книги. Он достаточно стандартный для данного жанра — добротное фентези. Всем любителям — стрикли рекомендед, что в переводе означает — спешите видеть! :)

А вот качеству издания австралийцы уделили большое внимание. И не безрезультатно.

Запустив игру, вы посмотрите небольшую, но красиво сделанную видеозаставку, которая поможет настроиться на нужный лад.

Помимо непосредственно книги, вам предлагается энциклопедия Орландеса, где фанаты могут ознакомиться с историей и географией страны, с городами и проживающими в них расами, а также почитать о прочей живности типа монстров и другой дичи.

Энциклопедия написана вполне энциклопедическим языком. Т.е. вам опишут дракона, как обычное животное: 4 ноги, 2 крыла, есть несколько видов, обитают там-то, используются так-то. Вполне научный подход.

Также можно детально рассмотреть и карту Орландеса. Поддерживается масштабирование. Правда, не на столько детально, как в гугл-мапс. Город, к примеру, не доступен к просмотру с высоты птичьего полета, а очень хотелось бы.

Сразу стоит сказать, что звуки и фоновая музыка — на высоте, добавляют атмосферности.

Очень подробно описаны правила и гейм-плей. Вам расскажут, какими свойствами обладает главный герой (Жизненная энергия, Ловкость, уровень Атаки и уровень Нападения). Как следует сражаться, как применять различные найденные/заработанные по пути артефакты и т.д.

Уровень Жизни и Ловкости определяется в начале игры непосредственно читателем. Для этого следует бросить кости. Чем удачнее бросок — тем проще будет вашему герою бороться с поворотами судьбы. Совет: у вас всегда есть возможность начать «все сначала». Не бросайтесь в игру, если кубики для определения жизненной силы и ловкости выпали не лучшим образом. Лучше попробовать еще раз.

Кости бросаются очень натуральным образом, прямо таки скачут и катятся по поверхности iPad. Как водится, девайсом можно тряхнуть, что отражается на поведении кубиков. Мне понравилось.

An Assassin in Orlandes. Убийца в Орландесе

Перед началом авторы дают хороший совет в стиле капитана Врунгеля: дайте своему герою классное имя! Игра очень качественно разбавлена черно-белыми иллюстрациями. Качественно – не потому, что много, а потому, что там – где нужно, где напряжение зашкаливает.

An Assassin in Orlandes. Убийца в Орландесе

А оно действительно зашкаливает! Во время боя сердце в груди прямо таки колотится. Ладони потеют, когда надо сделать решительный выбор.

Лайт-версия ограничена развитием сюжета. Конечно же, «на самом интересном месте» все обрывается и вам предложат купить полную версию, которая стоит, кстати, 5 долларов. Таки стоит.

An Assassin in Orlandes. Убийца в Орландесе

Но это не помешало мне пройти к этому самому месту 4 разными способами. Из 4 попыток. Нет, из 5. В одной меня убил какой-то злобный людоед. Ну не везло мне с ним в битве.

Бои проходят таким образом. Вы всегда бьете первым. И это преимущество. Вы бросаете кости. Сумма очей подсчитывается — это сила вашего удара. Потом вы снова бросаете кости, уже за противника. Сумма очей — это его защита. Я немного упрощаю, но суть примерно такова. Понятно, что если вы ударили сильнее, чем он защитился, то он теряет жизни. Если нет — значит ваш удар отбит. Потом все меняется, и уже вам надо попытаться отбить удар противника удачным броском кубиков. В общем, если вам не везет в азартных играх — эта книга не для вас. Шутка. :)

Играя, вы можете выбрать разные стратегии. Можете лезть во все драки, а можете стараться уклоняться от конфликтов. Вам могут предложить второстепенное задание. Поймать вора на рынке, например. Если согласитесь и получится — получите награду.

Успех выполнения некоторых заданий также связан с кубиками. Например, чтобы перелезть через высокий забор, вам надо для начала проверить свою ловкость. Бросить кости. Если вам повезло – значит, книга поведет вас по варианту, когда через забор удалось перелезть. Если нет — следует искать обходные пути.

Время от времени вам будет предложено посетить рынок, где можно за деньги приобрести различные полезные штуки. Лечебное зелье или меч, например. Деньги игровые, их здесь можно либо заработать, либо отобрать. В том числе и с трупа.

Деньги имеют милозвучное для русского человека название: Gold Pestados, Золотые Пестады. Ну не поспоришь :)

Существуют и чисто житейские моменты. Если вам удалось хорошо выспаться или поесть — ваш уровень Жизни восстановиться на пару пунктов.

Еще одна хорошая новость — это наличие закладок в игре. Их количество зависит от уровня сложности, коих, кстати три.

Так вот, закладки — это незаменимая вещь. Дело в том, что если вдруг обнаружится, что на предыдущей странице вы выбрали неудачный вариант, то «отлистать» назад у вас не получится! В этом вся прелесть. Это как в жизни. Но не совсем :) Можно поставить закладку, «сохраниться». Разработчики советуют ставить закладки там, где вы чувствуете, что принимается важное решение.

Скачать lite-версию (бесплатно)  Gamebook Adventures 1: An Assassin in Orlandes.

Скачать полную версию (цена $4.99)  Gamebook Adventures 1: An Assassin in Orlandes.

Ну что еще сказать? Выводы уже сделаны. Напоследок добавлю, что перед вами хоть и игра, но книга. Со страницами, которые следует листать. Хорошо, что в книге есть возможность выбрать тип страниц, вид и размер шрифтов по вашему вкусу. Молодцы ребята из Tin Man Games. Вот к какому уровню надо стремиться нашим. А может, Tin Man Games согласится предоставить свой движок, который можно наполнить нашими книгами?

Да, вот еще. Это — не Дьябло на бумаге. Это просто другое. Это для тех, кто любит читать. И хочет немножечко почувствовать себя героем. Героем нашего времени.

Виталий Слободян специально для сайта ipadstory.ru

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (Ещё никто не присваивал рейтинг статье. Будьте первым!)
Загрузка...


35 комментариев к записи: “Герой нашего времени”

  1. verytruth:

    Виталий, ты мне прямо новый мир открыл. Насколько я люблю читать, но про книги-игры никогда не слышала. :)
    А это такая клевая штука судя по твоим отзывам, что очень захотелось поиграть-почитать)))

  2. Silvery:

    Надо же, как интересно! Первый раз слышу про такие книги! Жаль, что на английском языке. Может быть, обратиться к разработчикам, чтобы на русский перевели? Для меня это тоже новый мир. А сколько миров еще предстоит открыть! :)

    • Виталий:

      я думаю, проще им дать русский текст, а они оформят его в своем стиле )
      благо есть у нас такие книги, не менее интересные

      • Silvery:

        Отлично! У Вас есть выход на разработчиков? :)

        • sputnik1818:

          у всех есть выход на разработчиков — обычно они координаты далеко не прячут) Вон даже разработчики писать стали сами чуть ниже

      • В школе обожала книги-игры, поиграла во все, что смогла тогда достать. Очень вяло пишу свою книгу-игру (объяснение, естественно, что времени мало :-))
        Я одна из разработчиков «Наших грибов», «Умных Сказок» (есть обзоры на этом сайте) и «Моих Прав». В принципе такая идея нам интересна, готового крутого движка пока нет, но это вопрос решаемый.
        Как вариант что быстро можно было бы издать это просто гипер текст с удобным и красивым интерфейсом и с какими-то не сложными фишками. А прям навороченный РПГ движок сделать тоже не вопрос — точнее это вопрос только времени, и если будет интересный материал, то мы и его сделаем. Напишите, если Вам интересно сотрудничество.

        • Виталий:

          Ирина, если вы ко мне обращались, то мне интересно ))
          Я написал письмо Дмитрию Браславскому на тему. Если он откликнется — здорово! Вы наверняка знаете его книги, это — то что нужно.
          Давайте подождем с ответом. )

          • Да, я о нем сразу подумала и собралась писать, но раз Вы уже, то подождем, что он ответит :-)

            Моя почта есть на нашем сайте app-grade.ru

            Жду с нетерпением!

        • Silvery:

          Вы разработчик? Это круто! Интересно, наверное. К сожалению, я лично ничего в этом не понимаю. Но если бы получилось выпустить такую же программу-книгу, о которой рассказал Виталий, я бы с удовольствием купила и почитала-поиграла. Думаю, что и моим мальчишкам это было бы интересно.

        • Просто гипертекст со ссылками — это мы и сами можем :) Примеры Виталий уже приводил: Непредвиденный пассажир, Королевство Кеперлейс. Через неделю-другую в AppleStore появится и «Подземелье чёрного замка» Дмитрия Браславского. Есть интерес действительно получить на выходе нечто похожее на произведение австралийских Тин Менов.

          • Хорошо сделать тот же гипер текст тоже не так легко, к сожалению, поделок очень много корявых. И я же писала именно о начальном варианте — текст + небольшое количество фишек, чтобы проверить насколько тема будет востребована.

            • Нет, гипертекст нам не интересен. Как я уже писал, это мы и сами можем. И примеры уже есть. Виталий о них писал.
              Нам интересен хороший, качественный, конкурентноспособный продукт. С хорошей графикой, музыкой и прочими атрибутами.

  3. volgin7:

    Понравилось описание, спасибо, Виталий!
    Что ж, будем надеяться, что когда-нибудь появится что-то подобное и на русском языке. 8)

  4. Дарья:

    Огого, я думала книги-игры давно канули в лету! Помню, сколько часов на уроках и дома мы проводили с книжками Дмитрия Браславского (у меня их было 4), плюс еще была книга-игра и какого-то журнала, жуть какая старая, но интересная!

  5. Сергей:

    Спасибо за обзор. В первый раз слышу про такие книги. Но думаю уже полюбил их )))) Завтра пойду в книжный магазин попробую что-нибудь найти ))) А насчет таких книг на русском, то я бы не думая купил. Хоть и понимаю английский, но не так как хотелось бы ))) А постоянно лазить в словарь думаю не очень удобно. Наверно отвлекает.

    • В магазинах, если только Вы не из Питера, нас искать бесполезно. Лучше поищите в интернете. Книги можно заказать по почте.

  6. Андрей:

    Спасибо за обзор, раньше не слышал о подобном.
    Предлагаю ссылку где можно посмотреть книги Браславского и вообще отличный сайт с огромным количеством электронных книг
    flibusta.net/a/1594

    • Как много слов, и не одного упоминания единственного русскоязычного сайта по книгам-играм — quest-book.ru
      Ну и хотелось заметить, что наши книги-игры незаслуженно принизили. Сравнивать КОММЕРЧЕСКУЮ разработку целой СТУДИИ с некоммерческими работами просто глупо, уж простите. Если же хотите увидеть, что мы МОЖЕМ, посмотрите демку «Чужие — старые враги» quest-book.ru/forum/viewtopic.php?t=1772
      И в целом жанр книг-игр за рубежом развивался и развивается, оставаясь коммерчески выгодной нишей, чего не сказать про СНГ — здесь такого жанра просто не знают

      • sputnik1818:

        Автор совершенно не обязан упоминать какие-либо сайты :) И даже знать об их существовании, если на то пошло
        А сравнения как такового в статье нет — просто поднята тема книг-игр на iPad и рассказано очень кратко о некоторых проектах. И на мой взгляд очень хорошо всё написано.

      • Виталий:

        Вы знаете примеры других книг на русском языке в апсторе? Поделитесь, я не нашел.
        В статье я никого не обидел, написал — как есть. Если вы с чем-то не согласны — выскажите свое мнение. К чему эти оценки: глупо/не глупо?

        • Володимир:

          ‘Подземелье черного’ еще такая книга вроде есть там. Кстати я непредвиденный пасажыр начел читать но застрял. Кто читал может знает как выйти из будки после запуска генератора, никак непойму как выйти даже с начала переигровал но все пути ведут в ту будку а как выйти из нее незнаю… Подскажыте если че.

          • Виталий:

            Такой вопрос лучше на форуме задать, будет больше шансов, что дадут ответ.
            А то здесь вопрос увидят только администраторы сайта, поэтому круг советчиков получается ограниченным :)

            • sputnik1818:

              ну увидят ещё те, кто зайдет с поиска. Но круг действительно ограничен, так как тема пока не такая популярная, как разные инструкции

              • Володимир:

                Ну да может вы и правы))) если б глава называлась иначе может и больше народу кто уже знаком с такими книжками заходили бы сюда. Просто все наверно открывают ету ссылку ради интереса, а потом уже читая главу понимают о чем речь идет. Во всяком случае я так зашел))))

  7. chevoodoo:

    А я в детстве только одну подобную книгу читал, Гарри Гаррисон — Стань Стальной Крысой! И мне она очень понравилась! В журнале её печатали, если не ошибаюсь, в «Если». Только у Гаррисона всё попроще, без кубиков и статов ГГ, но всё равно очень весело!

  8. Если вдруг у кого-то из разработчиков возникнет желание реализовать книги-игры Дмитрия Браславского на iPad’е, я готов к общению: BookAlivePub(собака)gmail.com или ICQ 112035529

    To Виталий: как я понимаю, Дмитрий уже подтвердил Вам мои полномочия посредством ответа на Ваше письмо.

    С уважением, Сергей.

  9. Очень надеюсь, что и в русском апп-сторе появится стоящее приложение с Книгой-Игрой. Хотя бы от «домашних разработчиков», т.к. эти книги на любителей, которых не так много в России. А может просто эти книги не продвигают? Я нашла только один и-магазин, где продаются эти книжки сейчас. И то, совершенно случайно.

    В любом случае, надеемся и ждем.

    З.Ы. Черные книжки Фостера — вечная память! ;)
    З.З.Ы. Все последние книжки Братиславского занимают почетное место на полке над компьютером ;)

  10. Gelion:

    Очень интересно. Жаль что бесплатных движков на русском нет. Можно было бы много книг в такой формат перевести. Или может все уже продвинулось дальше и движок есть?

Оставить комментарий