Метод индексных карточек

Дата: 25.04.14
Автор:
6 комментариев


Существует немало методик для эффективной организации мышления — в том числе авторских, по некоторым из которых даже организуются мастер-классы и учебные курсы. С ходу могу припомнить так называемый mindmapping, про который даже был рассказ на этом сайте. Я же хочу рассказать о методике, которую можно назвать дедовской… но от этого она не становится менее эффективной. (:

Имя ей — метод индексных карточек. Видели, наверно, библиотечные каталоги с целыми ящиками картона? Вот это они самые и есть, индексные карточки.

Суть методики очень проста. Если вы творческий человек (или, по крайней мере, считаете себя таковым), то имеет смысл держать на своём рабочем месте запас таких вот картонных прямоугольничков. Вполне подойдут и обычные листочки бумаги для заметок (без липкого края), но картонки всё же будут поудобнее. Многие пользуются для этой цели перфокартами, доставшимися им буквально от дедов. (:

metod 1

Каждый раз, когда вам пришла в голову интересная мысль, или когда вы нашли некую интересную информацию по любезной вашему сердцу теме, или наткнулись на интересную цитату, или встретили многообещающую ссылку на неизвестную пока книгу/статью, — в общем, вы поняли суть! — так вот, каждый раз в таком случае берётся чистая карточка, и на неё аккуратно заносится найденное. Если находка застала вас не на рабочем месте — запишите в блокнот и потом перепишите на карточку. Ну, а если у вас нет постоянно с собой блокнота, то какой же вы нафиг творческий человек?! (: Впрочем, если есть iPad и стилус, то можно, конечно, и без блокнота.

Потом заполненнные карточки составляются в специальный ящичек или коробку (которую вполне можно склеить самому, особых талантов для этого не нужно). В зарубежных магазинах канцтоваров продаются уже готовые решения, в российских найти их не так-то легко, хотя при желании и можно.

Но пока всё это работает лишь как система накопления информации и идей. Чтобы оно заработало по-настоящему, нужно взять себе в привычку несколько дополнительных вещей:

  • Записывать найденное сразу, не откладывая на потом. И переписывать из блокнота тоже при первой же возможности.
  • Не жалеть карточку, даже если нужно записать всего пару строк. Вполне возможно, что потом туда будет что-то дописано.
  • Обязательно записывать туда же источник информации, если он имеется.
  • Каждую карточку снабжать заголовком, чтобы было в общих чертах сразу понятно, о чём на ней идёт речь.
  • Определить для себя какой-никакой порядок расстановки карточек и неукоснительно ему следовать.
  • Помещая очередную карточку на своё место, обязательно просмотреть две-три карточки вперёд и назад относительно этой позиции, освежив их содержание в памяти. Возможно, вы найдёте целесообразным что-то куда-то переставить.

Всё. Через некоторое время вы будете замечать, что отдельные несколько карточек складываются у вас в голове в цельные самостоятельные куски информации со своими внутренними взаимосвязями. Когда это происходит — обязательно записывайте найденные связи на карточки, и помещайте их туда же.

Ещё через некоторое время осознанные куски информации будут у вас буквально проситься, чтобы вы их оформили в связном виде. Когда это произойдёт, начнётся следующий этап.

Вытащите из ящичка все карточки, составляющие тот самый „связавшийся“ кусок. Разложите их перед собой на столе, предварительно освободив оный. Окиньте взглядом всю картину в целом, и пораскладывайте этот пасьянс, чтобы расположение карточек как можно более точно отражало все взаимосвязи и идеи. Отдельные карточки можно для удобства или экономии места складывать в небольшие стопочки. Сделали? Перед вами полностью готовый проект, со всей будущей структурой и ключевыми данными. Осталось только последовательно изложить его в виде книги или статьи… или, скажем, изобразить концептуальной схемой. Неплохо также иметь на стене магнитную или пробковую доску, дабы можно было перетащить на неё составленную структуру и не занимать ей постоянно рабочий стол. Но это уже опционально. (:

Разумеется, никто не мешает пользоваться карточками и более узко — только для накопления информации или только для планирования структуры. Приведу два примера.

Моя жена, попробовав, нашла карточки гораздо более удобной альтернативой самописной кулинарной книге. Сравните сами: или притащить на кухню толстенную тетрадь, разбухшую от вложенных и вклеенных в неё бумажек, причём эта тетрадь будет занимать собой драгоценное место на кухонном столе и норовить рассыпаться бумажками по всей кухне, а сама заляпаться тестом/маслом/etc — либо просто взять две-три карточки и примагнитить их к холодильнику, где они будут постоянно перед глазами и их вообще не придётся трогать руками.

Или вот помните, как вас в школе заставляли писать „план сочинения“? (: Довольно примитивный метод, работающий лишь в крайне незначительных объёмах и плохо поддающийся оперативной корректировке — а вот на карточках можно набросать весьма объёмную и сложную структуру, и перестраивать её по ходу дела никаких проблем не составит. Я так готовлюсь к лекциям… ну, об этом ещё расскажу чуть позже.

А пока позвольте вам кое-что рассказать для общего, так сказать, образования.

Карл Линней, работая с карточками, создал первую научную классификацию растений и животных, на которой ныне стоит вся биология.

Чарльз Дарвин, имея в уме эту классификацию, а на столе картотеку собственных наблюдений и заметок, создал теорию эволюции и написал свой знаменитый труд „Происхождение видов“.

Дмитрий Менделеев, заподозрив нечто повторяющееся в свойствах химических элементов, зафиксировал эти свойства на карточках и после долгих раскладов обнаружил периодический закон, ныне носящий его имя и оформленный в виде одноимённой таблицы.

Но что это я о серьёзном? Давайте уж и повеселю вас… (:

Николай Гоголь записывал на картонки… свои впечатления от кулинарных блюд, и потом дописывал к ним подобранные художественные эпитеты. Вспомните, например, в „Ревизоре“ трёп Хлестакова: „Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе!“ — вот так и появилось.

Алексей Толстой вёл картотечный реестр — не падайте со стульев! — особо понравившихся ему матерных загибов. Как услышанных со стороны, так и лично составленных (до чего он был подлинным мастером!). Трудно сказать, зачем ему это понадобилось, жаль только, что эта коллекция нигде не была опубликована… (:

Ярослав Гашек — это вообще отдельная история. Будучи журналистом-фрилансером (сейчас бы это назвали именно так), он целыми днями просиживал в пивных, наливаясь пивом, внимательно слушая разговоры за соседними столиками и иногда поддерживая их со своей стороны. Услышав что-то, что казалось любопытным, тут же хватался за карандаш и записывал на первую подвернувшуюся бумажку (чаще всего обрывок счёта от предыдущего посетителя). Записанное пихалось в карман и накапливалось там в количествах. Вечером пан Гашек на бровях полз домой и заваливался отсыпаться, а утром и происходил основной творческий процесс.

Опять же придя в пивную, автор поправлял здоровье кружечкой-другой, выуживал из карманов наугад несколько бумажек, раскладывал их перед собой так и сяк, что-то прикидывал в голове… а затем требовал бумагу-перо-чернила и в бешеном темпе писал пару-тройку статей, рассказов либо фельетонов. Писал, кстати, всегда сразу начисто, ничего не поправляя и не переписывая. В середине дня написанное пристраивалось по редакциям, а после обеда опять наступала стадия накопления. Использованные бумажки дома переезжали в стол и иногда получали второй шанс.

Именно так родился бравый солдат Швейк — из клочка бумаги с наспех накарябанным „идиот на военной службе“. Первая жена писателя Ярмила Гашкова (тоже, кстати, писательница) однажды обмолвилась, что там рядом со словом „идиот“ было приписано другое — такого же примерно смысла, но совершенно нецензурное. (: Однако после того, как Швейка признали классикой, это обстоятельство стали деликатно умалчивать. (:

В общем, исторических примеров действенности данного метода немало. Но, как вы понимаете, я не стал бы всё это рассказывать, если бы оно не имело отношения к iPad. (:

Меня в своё время заинтересовало, есть ли под данный метод какие-то приложения, я предпринял соответствующий поиск, и нашёл два. Собственно, эти двое и сейчас являются главными представителями своей тематики, и между ними просматривается немалое сходство. Вплоть до названия — да вот, сами смотрите:

metod (1)

Чтобы хоть как-то различать в рамках данного текста, я буду называть эти приложения описательно, по их иконкам: первое „лампочкой“, а второе „доской“. Оба стоят по 169 рублей, ссылка на „лампочку“ здесь, а на „доску“ здесь.

(На всякий случай сразу подчеркну, что эти карточки не предназначены для изучения иностранных языков и тому подобных упражнений памяти! Это отдельный, совершенно самостоятельный класс софта.)

Сразу было понятно, что накапливать информацию в подобных приложениях крайне неудобно, да они и не к этому предназначены: их цель — чисто организация мысли и создание структур. Так оно, в общем и оказалось. А ещё оказалось, что их достоинства и недостатки соотносятся так, будто разработчики сговорились. (:

С чего бы начать… ну, скажем, с больного для многих вопроса — русификации. Формально „лампочка“ русифицирована, а „доска“ нет. Но это именно что формально: сталкиваться с какими-то интерфейсными элементами, содержащими надписи, тут в обоих приложениях придётся разве что в настройках, а в остальных ситуациях всё показано иконками. Впрочем, в „лампочке“ все предлагаемые шрифты по-русски отображаются правильно, а в „доске“ шрифт Courier правильно виден только по-английски. Это и всё, в целом вопрос русификации совершенно непринципиален.

Главное, чем придётся руководствоваться в выборе одного из двух приложений — это ваша персональная манера мышления. „Лампочка“ поощряет её сколь угодно свободной, а „доска“ требует некоторой строгости и последовательности. Сейчас поясню.

Вы же помните, как располагаются иконки на экране iPad? Слева направо и сверху вниз, без всяких промежуточных дырок и пропусков. Если на целом экране у вас всего две иконки, то вы не сможете утащить одну в левый верхний, а другую в правый нижний угол: они будут располагаться вверху слева подряд, и вы можете выбирать лишь взаимный порядок.

Вот так и карточки в „доске“. Только подряд и без пропусков. Но это имеет и свои достоинства: если вы что-то переместите, то остальное автоматом подвинется — а вот в „лампочке“, разрешающей произвольную раскладку (хотя бы даже и с взаимным наложением) сдвигать придётся своими ручками.

Слабым местом „лампочки“ является экспорт проекта, который у „доски“, напротив, очень силён. В первом случае вы фактически получаете скриншот, на котором видно ровно то же самое, что и на экране. Во втором — чётко структурированная информация по карточкам, включая и визуально недоступную.

В качестве примера расскажу то, о чём обещал. Вот реальный документ, моя подготовка к лекции:

Метод индексных карточек

Здесь надо немного пояснить. У каждого преподавателя, конечно, своя манера. Мне вот давно не нужно выписывать на бумажку для памяти формулировки и доказательства, это всё в голове. Но лекция — по крайней мере у меня! — отнюдь не сводится к их простому перечислению. Нужно связать отдельные куски между собой, проиллюстрировать всё это примерами, сделать какие-то анонсы на будущий материал, да много ещё чего.

Как следствие, я мыслю определёнными фрагментами. Их нужно правильно расставить между собой и добавить для себя некоторые пояснения. Один фрагмент — одна карточка. Проверено, что одну лекцию составляют 12-13 фрагментов, плюс ещё останется несколько минут — ответить на вопросы, расписаться в журналах, закрыть аудиторию. (:

После того, как лекция набросана в структурном плане (а это у меня делается в „доске“), нужно просто сделать экспорт материала. Получится конспект на пару страничек, по которому полностью ясно, как и чего рассказывать:

Метод индексных карточек

У „лампочки“ в этом смысле всё намного хуже, и она ориентирована главным образом на чисто визуальное восприятие карточек. Я свой выбор сделал не в её пользу — просто потому, что мне удобнее автоматическая перестановка карточек при изменении их порядка. Ещё один недостаток „лампочки“ — невозможность перетащить карточку из одного проекта в другой, тогда как в „доске“ это совершенно естественная операция.

Впрочем, неверным было бы утверждение, что „доска“ явно превосходит конкурента. Есть у „лампочки“ и премущества. Например, там можно прикреплять к карточке изображения (в „доске“ — нельзя в принципе). Там гораздо изящнее реализована работа с двумя сторонами карточки. Наконец, там заметно стильнее — на мой вкус, конечно! — сделано общее оформление. В общем, нельзя однозначно отдать пальму первенства какому-то одному приложению, всё зависит от индивидуальных предпочтений.

Дабы показать, как именно выглядит „лампочка“ в работе, я специально подготовил в ней проект:

Метод индексных карточек

Это тоже занятие, только уже не лекция по математике, а информатика. Меня попросили рассказать о десятке-полутора полезных приложений под iOS — в данном случае связный конспект не требовался, а нужны были просто куски информации, по одному на выбранное приложение. Здесь чисто визуальный стиль вполне уместен.

Так что старый дедовский метод индексных карточек всё ещё прекрасно работает. (: Я вполне успешно пользуюсь им как „в натуре“, так и на iPad. Реально помогает.

Возможно, поможет и вам.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (Голосов: 1; Рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...


6 комментариев к записи: “Метод индексных карточек”

  1. Barbushka:

    Потрясающе! Только подумала как бы мне организовать работу с карточками на айпаде и вот сразу помощь пришла. Спасибо за обзор , возьму на вооружение оба варианта , т.к оба будут использованы. Еще раз спасибо за сайт. Он мой верный “друг”.

  2. niks26:

    “Доской” пользуюсь постоянно, составляю на ней сложные договоры с кучей нюансов, очень удобно. Недавно планировал детский праздник… В общем, незаменимая вещь, а уж сам метод индексной картотеки и подавно бесценен. Михаил, спасибо за статью, как всегда очень интересно читать, даже, когда тема знакома (:

  3. V:

    Михаил, с таким удовольствием всегда читаю Ваши статьи!
    Спасибо и за этот текст; Ваш опыт в таком методе оказался максимально полезным для меня.

  4. Alex S:

    Отличная статья, спасибо! Как оказалось, я тоже пользуюсь этим методом (по большей части для накопления информации и реже – для систематизации), только использую для этого… Keynote! Создавать “карточки-слайды” в программе для презентаций оказалось чрезвычайно удобно, а возможность вставить в “карточку” изображение или видео – просто бесценно.

  5. Серафима:

    Спасибо за наводку! Скачала “доску”, пока нравится.
    Но вот незадача! – на iPhone та же программа не ставится, есть якобы аналог за ещё 99 р.
    Сумма не смертельная, конечно же, но любопытно будут ли они синхронизироваться между собой?
    Спасибо заранее.

    • Michael:

      Синхронизации в её классическом понятии там вроде нету, можно пересылать файлы через почту. Если разработчик один и тот же, то формат файлов почти наверняка совпадает, если разные — почти наверняка нет. Я бы, во всяком случае, не сильно рассчитывал на совместимость. (:

Оставить комментарий к Michael